Ансамбль классического танца «Индивара»
Наверное, начало, как всегда, просто и традиционно:
красочные индийские фильмы, яркая игра талантливых актеров,
восточная музыка, экзотическая одежда…
А вот дальше традиция развивается
по индивидуальному пути, который требует
порой более серьезного и глубокого подхода.
Так и произошло в столице Беларуси — городе Минске, где началось все в 1992 году с ансамбля индийского танца ‘Сарасвати’. Руководителем ансамбля была Светлана Баркун, человек, имевший хорошие организаторские способности, очень сильное увлечение индийской культурой и, что немаловажно для танцора, хорошую физическую подготовку. Обучение велось по разным направлениям. Это и танцы из индийских кинофильмов, и постановки с элементами народной и классической хореографии. Проводились вечера, праздники и, конечно же, выступления на сцене. Через два года Светлана получает стипендию от Индийского Совета по культурным связям и уезжает изучать классический танец Бхаратанатьям на юг Индии в город Мадрас, где существует известная школа искусств Kalakshetra.
Ансамбль ‘Сарасвати’ прекращает свое существование, но коллектив продолжает работать в рамках танцевальной студии. Интересы разделяются на два направления: боливуд и классика.
Занятия по классическому танцу ведёт Людмила Хотулёва, которая берет частные уроки профессиональной хореографии ‘Бхаратанатьям’ у Миланы Северской в г. Санкт-Петербург. Милана прошла многолетнее обучение в Москве, в студии ‘Нирмала’, после чего стажировалась в Индии, в известной мадрасской академии Bharatakalanjali. Искусство абхинайи (пантомимы) Милана изучает у великолепного мастера Kalandini Narayanan и углубленно начинает постигать новый классический стиль танца — Mohiniattam.
Людмила договаривается о дальнейшем обучении с руководителем студии ‘Нирмала’ (г.Москва) Елатенцевой Ириной Борисовной, воспитанницей знаменитой исполнительницы танца Бхаратанатьям Nirmala Ramachandran.
Профессионализм и знания прекрасных педагогов позволяют постоянно развивать и совершенствовать свою подготовку. И во многом благодаря этому (плюс огромное внутреннее стремление) коллектив никогда не прекращал свою деятельность. Людмила прерывает свое обучение на вечернем отделении колледжа МТЗ и полностью переключается на изучение танца, преподавание в студии и выступления.
Также параллельно с этим продолжают свое развитие исполнители фильмовых и фольклорных танцев. И как итог, любая работа выносится на суд зрителя: выступления в Минске и других городах Беларуси, в том числе и поездки за пределы республики.
В студию приходят учиться люди совершенно разной направленности и подготовки, но объединённые большим желанием познавать культуру Индии. Поэтому занятость в других сферах деятельности не мешает учащимся плодотворно и полноценно реализовывать себя в познании индийского танца, т.к. параллельно с этим появляется интерес к различным направлениям индийской философии, культуры и искусства. И порой таланты начинают проявляться на самых неожиданных уровнях.
В 2001 году Людмила Хотулёва получает стипендию от Индийского Совета по культурным связям (Indian Council for Cultural Relations) и уезжает продолжать обучение в столицу Индии — город Дели. Два года проходит обучение в Институте индийской классической Музыки и Танца «Ganesha Natyalaya» и год — в Институте Индийской Культуры «Shriram Bharatiya Kalakendra».
А студия благодаря слаженной и дружной работе основного состава продолжает свою деятельность. Три года занятия ведет Алёна Киреева, человек, обладающий стремлением добиться успеха как на практических занятиях, так и на сцене. Её чувство ответственности и доброжелательное отношение к людям привлекли в студию много новых и необыкновенных талантов.
Летом 2004 года Людмила возвращается из Индии с багажом новых знаний и новым восприятием танца, поэтому студия продолжает работу с обновленными силами и энтузиазмом. У неё появляется имя. Теперь это — «Индивара» — школа-студия индийского классического танца. Понятие школы говорит о системности знаний и последовательности обучения, а Indivara переводится с санскрита как «синий лотос» или «пчела». Глубинное значение этих двух понятий в наибольшей степени подходит для изучения такого непростого предмета, как классический танец Индии…
Cегодня исполнители школы-студии — это участники многочисленных концертов и вечеров индийского искусства на различных сценах г. Минска и далеко за его пределами — Дворец культуры МТЗ, Дворец Республики, Филармония, Молодёжный театр эстрады, Дом дружбы народов, Дом ветеранов, совместные мероприятий Республики Беларусь и Индийского посольства, выступления почти во всех крупных городах Беларуси и многих небольших и т.д. Людмила Хотулёва дважды приглашается в состав жюри на Международный Фестиваль-конкурс индийского танца в Санкт Петербург. В числе учащихся коллектива – дипломанты Всероссийского конкурса-фестиваля индийского классического и полуклассического танца ‘Natya Anjali’ (Алёна Киреева и Ульяна Хаткевич), который проходил в ноябре 2002 г. в г. Казань (Татарстан), лауреаты районного конкурса эстрадного творчества ‘Звездопад’. Маргарита Пугачева дважды с успехом выступала на Всероссийских фестивалях-конкурсах индийского танца в Москве (2-е место) и Санкт-Петербурге (1-е место и гран-при).
После начала обучения в школе Indivara многие учащиеся получают стипендию от ICCR и проходили обучение в Индии:
Татьяна Галибус — Колледж изящных искусств Kalakshetra (Chennai)
Анастасия Баранова — Колледж изящных искусств Kalakshetra (г.Ченнаи)
Ирина Красовская — Институт Индийской Культуры Shriram Bharatiya Kala Kendra (г.Дели),
Вера Корень — Институт Индийской Культуры Shriram Bharatiya Kala Kendra (г.Дели),
Ирина Прилепо — Институт Индийской Культуры Shriram Bharatiya Kala Kendra (г.Дели),
Ольга Рухленко — Колледж изящных искусств Kalakshetra (Chennai)
Ирина Михалкович — Университет Искусства и Культуры «Kerala Kalamandalam», штат Керала.
Но обучение в студии не заканчивается на выступлениях и повседневных тренировках. Хорошей традицией стало совместное проведение праздников и вечеров, что позволяет собрать весь коллектив в полном составе для общения в непринужденной обстановке. Многочисленные лекции-демонстрации дают возможность выступить абсолютно всем учащимся школы, а многим впервые пробовать свои силы себя на импровизированной сцене перед настоящим зрителем или опробовать новый танцевальный номер.
Надо отметить, что школа расширяет сферы своих интересов. Так, например, летом 2006 года были проведены мастер-классы по индийскому боевому искусству калари паятту и хатха-йоге, другим направлениям таким как Katak и Mohiniattam. Некоторые начинают деятельность преподавателей. Ставятся эксперименты по совмещению Бхаратанатьям и других танцевальных направлений, например, классического русского балета, в рамках одной театрализованной программы. В будущем планируется ещё несколько подобных экспериментов.
Мы приглашаем всех желающих учиться, сотрудничать и быть просто зрителями на наших выступлениях.
Но история школы на этом не заканчивается, а лишь начинает своё продолжение.