Издание «Народныя майстры Беларусі»

Наконец почётные мастера «золотого фонда» (сказано без преувеличения) бесценного национального сокровища, декоративно-прикладного искусства, составляющего основу культурно-исторического наследия страны, получили почетную прописку своего имени в добротном издании «Народныя майстры Беларусі», которое подготовлено в Республиканском центре национальных культур (составители Е. М. Сахута, А. Ю. Лозко. Минск: ИВЦ Минфина, 2020. 300 с.). В него вошли не все замечательные народные умельцы, имеющие «золотые руки» в различных видах и формах традиционных художественных ремёсел и промыслов, а те 140, которым присвоен специальной государственной комиссией статус «народного мастера» (на сегодняшний день их уже 146).

Безусловно заслуживают такого внимания те уже немногие (14) гончары самого древнего ремесла, которое еще в конце ХІХ – первой половине

ХХ в. на территории Беларуси представлялось почти трехсотенными гончарными центрами, а теперь – единственным (д. Городная Столинского района). Мастера-гончары преимущественно развивают местные традиции, сохраняя и расширяя всевозможные технические приемы и средства: Басавец декорирует посуду опробной росписью и глазурью, Шелест – натёками зеленоватой обливы (глазури) (Столинский р-н); Логвин работает в технике пружанской черноглянцевой керамики (Брест), Шелест – различных глазированных керамик (Ганцевичи), Метельский – задымления и изготовления музыкальных инструментов (Дзержинск); Васковский создает керамические скульптуры, чаще в технике дымления, образы которых приобретают цвет блестящего металла (Мозырь), также Насанович – в местной традиции доросинских умельцев ангобной росписи (Любань), Бовда — в разных жанрах и приемах (Бобруйск); Яковенко изготавливает керамическую игрушку (Кричев), Протасеня – игрушки-свистульки, погремушки и др. (Солигорск); имеют свой стиль Роговская (Хотимск), Романчук (Логойск) и др. Необходимо отметить активную позицию большинства мастеров, которая проявляется в участии в международных и региональных фестивалях, выставках, передаче мастерства подрастающему поколению.

 

 

Произведения художественного соломоплетения стали своеобразным брендом Беларуси, повышенный уровень развития мастерства отдельных представителей «золотой» отрасли возносит ее к феномену национальной культуры. Настоящие шедевры создают Лось, Агафоненко, Главацкая в Минске, Ермолович, Реут, Худякова на Витебщине, Домяникова, Зущик, Кухтина, Пантелеева, Солонинка на Могилевщине, Овсянникова, Романеня на Минщине да и другие из тех, кому пока и не присвоено официально почетное звание.

В Беларуси чудеса с «золотой» соломкой не заканчиваются, так как имеется еще старинная техника спирального соломоплетения, на основе которой рождаются чудеса коллекций посуды, головных уборов и др. Здесь яркими представителями ремесла являются Ярмоцык (Береза), Горовая (Витебск), которых знают престижные выставки и музеи в странах зарубежья. А мастера аппликации и инкрустации соломкой (Степанкова из Горок), в том числе аппликации соломкой по ткани (Русакович из Стародорожчины), изготовления кукол из льна и соломки (Сытикова из Могилева) и др. Рядом с соломоплетением хорошо развивается промысел из других природных материалов (лозы, сосновой щепы). В лозоплетении прекрасно заявили о себе Волощик (Брестчина), Кравчук, Лукьянец, Симонкович с Витебщины, Самойленко из Гомеля, Муские из Сморгони, Афонькин, Богданович, Феськова, Хизанейшвили из Могилевщины, Гурецкая, Хацкевич, Тихоновский из Минщины и др.

 

 

 

 

 

 

В лесной Беларуси художественная обработка дерева исконна, традиционна. Об этом свидетельствуют раскопки XI в., различные документальные материалы. Например, продукция бондарей издавна успешно экспортировалась в европейские страны. К нашей чести работает единственная школа бондарства в Иванове. Хотя современных бондарей в рядах «народных мастеров» только два: Кукса (Гродно) и Станкевич (Глусский р-н). Традиционную нишу

утилитарно-декоративного промысла занимают ложкоделы Расолов (Гомель) и Осипов (Березинский р-н). Больше среди мастеров-резчиков художественной обработки дерева, творцы, занимающиеся деревянной скульптурой, малыми формами и элементами домашнего украшения,

из-под их «золотых» рук получаются настоящие шедевры, которые манят глаз и душу человека. Это – Командирчик из Нарочи

Мядельского р-на; Супрунчик, Турков, Чиквин из Брестчины; Максимов из Витебска; Козловский, Ляшков, Минков, Силков из Гомельщины; Ришкевич из Лидского р-на; Гришин и Ячменьков из Могилевщины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрожденная белорусская вытинанка (ажурные узоры из бумаги) теперь получила новую жизнь, поднялась на высшую ступень художественного развития. Среди народных мастеров в традиционном стиле работает Одинец из деревни Речень Любанского р-на, вытинанщики нового поколения создают сложносюжетные узоры станкового характера: Бабурина, Волкович-Борис, Сухая, Чирвонцева, Шалима из Минщины; Кулецкая из Ивацевичского и Коврус из Наровлянского р-на, Овчинников из Гродно.

 

 

 

 

 

Наибольшую часть в новом издании занимает раздел “Художественный текстиль”, представляющий мастеров ткачества, вышивки, кружевоплетения и других видов художественного текстиля. Это и понятно – долгое время еще после Великой Отечественной войны кросна находились почти в каждом крестьянском доме, а девушки без добротных вышивок не могли достойно подготовиться к собственной свадьбе. Заслуживают отдельного внимания те мастерицы кросен, которые возродили, продолжили забытые типы местных традиций: Астапеня, Горощеня, Гладкая, Киеня, Кравец (закладное ткачество в Копыльском р-не); Белокоз с Мостовского р-на и Грицук, Кравчинская с Каменецкого р-на (ткачество подвойных ковров); Гуща и Мисникова с Городокского р-на (ажурное ткачество) и др. Успешно развиваются и традиции ткачества поясов: Буравцова (Старые Дороги), Зданевич (Береза), Лямбович (Раков), Лямцева (Круглое), Степанюк (Антополь), Хомич (Несвижский р-н) и др.

 

 

 

 

 

 

Заканчивается издание разделом под условным названием «Редкие ремесла». Сюда вошли народные мастера росписи по стеклу (Кулецкая из Пружан), рисования ковров (Скавырка из Глубокого), художественной обработки кожи (Евстихов из Витебска), украшения пасхальных верб («пальм») (Ковалёнок из Гродно), изготовления музыкальных инструментов (Скрамблевич из Гродно), валяния из шерсти (Черепович из Дрибина), декорирования пасхальных яиц в технике «шкрабанка» (Вакульчик из Любанского р-на), изготовления свадебных венков (Валькова из Любанского р-на), украшения свадебных караваев и другой фигуративной пластики из теста (Власик из Столбцов).

 

 

 

Сборник «Народные мастера Беларуси» не получился бы без заметок творческих биографий, которые подготовили методисты областных и других центров народного творчества, и вступительных статей профессора Е. М. Сахуты, председателя экспертной комиссии по народным художественным ремеслам. Одно огорчает, что очень интересное и нужное издание сразу попадает в ряд библиографических редкостей, так как выпущено мизерным тиражом – 150 экземпляров.

 

 

Алесь ЛОЗКА,

начальник отдела народного творчества

Республиканского центра национальных культур.